В истории войн и оружия меч всегда соперничал со щитом, а средства нападения постоянно конкурировали со средствами защиты.

В современном мире одной из самых страшных угроз является терроризм. Поэтому спецслужбам постоянно требуется поспевать за ходом мысли злодеев. Журналисты портала Популярная механика проанализировали современный арсенал террористов и возможные способы противодействовать их методам.
Портативная смерть

Войны и революции на Ближнем Востоке и в Северной Африке сделали доступными для разного рода боевиков арсеналы некогда хорошо вооруженных армий. Одним из самых опасных приобретений считаются переносные зенитно-ракетные комплексы, с помощью которых можно палить по воздушным целям с плеча.

И хотя самолеты большинства авиакомпаний избегают полетов над зонами конфликтов, где лайнер может подвергнуться опасности и на высоте эшелона (более 10 000 м), расползающиеся по миру ПЗРК могут однажды оказаться вблизи аэропортов и составить серьезную угрозу взлетающим и садящимся самолетам. ПЗРК типа российской «Иглы», которые уже сейчас имеют хождение в Ираке, обладают дальностью стрельбы до 5000 м и могут поражать цели на высоте до 3500 м, что делает аэропорты весьма уязвимой мишенью для этого типа вооружения.

Оборудование, которое может защитить летательные аппараты от ПЗРК, существует. Некоторые военно-транспортные самолеты США уже оснащены системой DIRCM (английская аббревиатура, расшифровывающаяся как «Средство противодействия методом направленного инфракрасного излучения»). Устройство массой порядка 250 кг подвешивается к самолету и с помощью лазерного луча атакует тепловые сенсоры зенитных ракет. В результате ракета теряет цель. В последние десять лет два оборонных концерна — британский BAE Systems и американский Northrop Grumman — создали прототипы подобных систем для гражданских авиалайнеров. Однако их широкому распространению мешает высокая цена устройства. Скорее всего, авиакомпании заинтересуются этим новшеством, только если террористические атаки на пассажирские лайнеры с помощью ПЗРК станут обычным делом. Надеемся, этого не случится, конечно.
Пиджак-бомба 

Известны попытки пронести на борт самолета взрывчатку в виде жидкостей, которые при соединении превращались бы во взрывчатку. Из-за этого в США и других странах мира сейчас запрещено проносить на борт самолета в ручной клади емкости с жидкостями объемом более 100 мл. Теперь террористы ищут новые методы. Высокопоставленный источник в разведслужбах США, пожелавший остаться неизвестным, недавно оповестил общественность о том, что экстремистские группы ведут эксперименты по пропитыванию взрывчатым веществом (например, пероксидом ацетона) одежды. Взрывчатка высыхает, собаки на нее не реагируют, и обнаружить ее ни одна из практикуемых процедур досмотра не позволяет. Все это звучит зловеще, но есть и хорошие новости. Во-первых, впитать в одежду можно всего лишь несколько десятков граммов. Взрыв на борту устроить можно, кого-то ранить тоже, но сделать так, чтобы самолет загорелся и упал, не получится. А во-вторых, компания Genia Photonics из Монреаля (Канада) создала лазерный молекулярный сканер, с помощью которого можно моментально обнаружить следы взрывчатого вещества на одежде.
Барахолка для террористов
Доступность разнообразной информации в интернете, а также появление маленьких производственных баз и лабораторий — это настоящий кладезь возможностей для конструкторов и изобретателей. Но также и для людей с недобрыми намерениями. Террорист, имеющий доступ к биологической лаборатории, теоретически может «распечатать» вирус оспы (инструкции можно найти в сети), а потом использовать микрореактор размером с небольшой чемоданчик, который быстро размножит токсичный материал в достаточном количестве, чтобы отравить воздух в каком-нибудь общественном помещении. В интернете есть базы с информацией, на основе которой можно усилить летальное действие вируса. Если же террористам придет в голову организовать химическую атаку, в их распоряжении есть ресурсы, которые помогут создать множество новых отравляющих веществ.
Секреты канализации
Если бы властям было известно хотя бы за неделю до Бостонского марафона о том, что кто-то строит бомбу, все, что у нас осталось бы в памяти о том дне, — это фото торжествующего победителя. Но как узнать заранее о том, что готовят террористы? Сейчас это кажется практически невозможным. Однако сам процесс создания взрывного устройства оставляет определенные следы, и шведские специалисты, работающие над специальной программой их обнаружения (EMPHASIS), знают, где эти следы искать, — в канализации. Цель программы — создание сети сенсоров, установленных в трубах, по которым идут стоки. Эти сенсоры могут обнаружить следы как собственно взрывчатых веществ, так и химикатов, которые они образуют, попав в воду, например нитротолуол или нитрометан. Если что-то подобное будет найдено в стоках, власти начнут поиск источника этих веществ и, возможно, пресекут теракт на этапе подготовки.
Воздух подземки
В 1995 году члены секты Аум Синрике устроили теракт в токийской подземке, распылив там боевой газ зарин и убив 13 человек. Эта история постоянно напоминает нам о том, насколько уязвим общественный транспорт, но есть надежда, что ситуация изменится. Департамент национальной безопасности разработал две системы обнаружения подобных веществ. Первая — это Автономная система моментального мониторинга химических агентов. В устройстве используется спектрометр ионной подвижности, позволяющий быстро обнаруживать в воздухе следы газов типа зарина.
Другая система «Обнаружение для защиты» (D2P, Detect to protect) анализирует находящиеся в воздухе вещества биологического происхождения и достаточно быстро определяет, имеет ли место биологическая атака. D2P уже испытывалась в транспортной системе Бостона и может быть установлена на постоянной основе уже в этом году.
Новое слово — доксинг
Запугивание и шантаж известных людей — не новость в нашем мире, но развитие интернета привело к возникновению новой формы этого явления — доксинга. Суть доксинга — обнародование в сети личной информации знаменитости, вплоть до распорядка дня и местонахождения малолетних детей. При этом сам публикатор данных остается, естественно, анонимным. Уже долгое время доксинг используют разного рода «хактивисты» как элемент политической травли неугодных им персон. Например, после убийства полицейским Майкла Брауна в городе Фергюсон, штат Миссури, представители группы Anonymous выложили в сеть домашний адрес и номер социального страхования шефа полиции графства Сент-Луис. В октябре прошлого года разработчица компьютерных игр была вынуждена скрыться, после того как неизвестные хакеры засыпали ее и мужа угрозами, а затем опубликовали домашний адрес. Такие же методы могут быть использованы против политиков и государственных чиновников.

Кошмар навигаторов
Если террористы возьмут под контроль GPS и мы не сможем найти по навигатору ресторан на другом конце города, то это будет лишь самой маленькой из неприятностей. Ведь система глобального позиционирования сейчас используется повсеместно — в наземном транспорте, авиации и даже в нацеливании оружия. В космическом пространстве над любой страной мира есть какое-то количество спутников. Зашли туда ракету с ядерным зарядом, и вся система рухнет. Конечно, большинство стран, обладающих ядерным оружием, такого делать не будет: ведь электромагнитная вспышка после ядерного взрыва в космосе не только уничтожит спутники, но и выведет из строя электронику на земной поверхности, в том числе в том государстве, откуда осуществлен запуск. Однако страна с жестким авторитарным режимом и с минимальной зависимостью от спутниковых и компьютерных технологий может решить, что овчинка стоит выделки.
Пробиться сквозь панику
Когда происходит какое-то бедствие, будь то землетрясение, промышленная авария или теракт, сотовые сети моментально сталкиваются с колоссальной перегрузкой. Многие в Нью-Йорке помнят, что после теракта 11 сентября дозвониться до кого-либо в городе было просто невозможно. И вот в сентябре прошлого года компания Elbit Systems начала испытание системы WideBridge. Система предполагает использование в сотовых сетях специальных протоколов передачи данных, которые позволят военным, полиции, пожарным и медикам при необходимости «пробиваться» через забитые тревожными звонками сети. Имеющие доступ к протоколу смогут общаться между собой по телефонам, а также отправлять информацию на специальные защищенные серверы, операторы которых смогут бесперебойно доставлять ее нужным адресатам.

Как работает робот-«тунец»

Конструкторы поначалу думали сымитировать не тунца, а барракуду, но барракудоподобном змеевидном теле робота не нашлось бы достаточно места для камер и сонаров.
В носовой части устройства расположен вычислительный блок, которым можно управлять с компьютера, находящегося на берегу или на рядом стоящем судне.
Когда робот плывет, он имитирует движения тунца, который продвигается вперед за счет колебаний хвоста. Остальная часть машины остается неподвижной.

Поддержите сайт, не проходите мимо рекламы:

 

Добавить комментарий

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

При наличии ссылок и мата комментарий не опубликуется без проверки администратором